ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 июля 2011 г. № 135

О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития

На основании пункта 4 статьи 181, пункта 4 статьи 251, пункта 4 статьи 271, пункта 1 статьи 272 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Инструкцию о порядке организации получения профессионально-технического образования, дополнительного образования взрослых и специального образования на дому;

Инструкцию о порядке создания условий для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, которые осваивают содержание образовательных программ специального образования и которым оказывается помощь в стационарных условиях в организациях здравоохранения.

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 23 апреля 2007 г. № 29 «Об утверждении порядка организации обучения и воспитания на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с особенностями психофизического развития» (Национальном реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 122, 8/16445);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 августа 2007 г. № 45 «О внесении дополнений в Инструкцию о порядке организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с особенностями психофизического развития» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 214, 8/17040);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 77 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 23 апреля 2007 г. № 29» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 29, 8/21856);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 июля 2010 г. № 77 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 23 апреля 2007 г. № 29» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 279, 8/22965).

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр

С.А.Маскевич

 

СОГЛАСОВАНО

Министр здравоохранения
Республики Беларусь

В.И.Жарко

25.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Министр труда
и социальной защиты
Республики Беларусь

М.А.Щеткина

25.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Брестского областного
исполнительного комитета

К.А.Сумар

25.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Витебского областного
исполнительного комитета

А.Н.Косинец

25.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Гомельского областного
исполнительного комитета

В.А.Дворник

25.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Гродненского областного
исполнительного комитета

С.Б.Шапиро

25.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Минского областного
исполнительного комитета

Б.В.Батура

25.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Заместитель председателя
Могилевского областного
исполнительного комитета

А.М.Исаченко

25.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Минского городского
исполнительного комитета

Н.А.Ладутько

25.07.2011

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь

25.07.2011 № 135

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке организации получения профессионально-технического образования, дополнительного образования взрослых и специального образования на дому

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция определяет:

порядок организации получения профессионально-технического образования для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования и которым создаются условия для получения профессионально-технического образования по отдельным специальностям, квалификациям на дому (далее – профессионально-техническое образование на дому);

порядок организации получения дополнительного образования взрослых на дому для слушателей из числа лиц с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования и для которых создаются условия для получения дополнительного образования по образовательной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) по отдельным специальностям, квалификациям на дому (далее – дополнительное образование взрослых на дому);

порядок организации получения специального образования для лиц с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования и для которых создаются условия для получения специального образования на дому (далее – специальное образование на дому).

2. Получение профессионально-технического образования на дому, дополнительного образования взрослых на дому и специального образования на дому (далее, если не указано иное, – обучение на дому) организуется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящей Инструкцией, иными актами законодательства Республики Беларусь.

3. Перечень медицинских показаний для обучения на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

4. Учреждение образования обеспечивает обучающихся учебниками, учебными пособиями, иными учебными изданиями в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

5. Порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации при освоении содержания соответствующей образовательной программы обучающегося осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

Результаты текущей и промежуточной аттестации обучающегося, а также проведенные учебные занятия учитываются педагогическими работниками в соответствующих документах, необходимых для организации образовательного процесса при обучении на дому.

6. Выпускной экзамен (выпускные экзамены, выпускной квалификационный экзамен) проводится на дому у обучающегося с выездом всех членов государственной экзаменационной (аттестационной, квалификационной) комиссии.

7. По завершении обучения на дому обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается соответствующий документ об образовании, документ об обучении.

8. Контроль за обеспечением качества образования при обучении на дому, его порядок и периодичность осуществляются в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования при обучении на дому определяются руководителем учреждения образования.

9. Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, осуществляющим обучение на дому, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством.

ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОМУ

10. Решение о получении профессионально-технического образования на дому принимается учреждением образования на основании следующих документов:

заявления учащегося или законного представителя несовершеннолетнего учащегося;

заключения врачебно-консультационной комиссии (далее – ВКК).

11. Образовательный процесс для получения профессионально-технического образования на дому организуется учреждением образования, реализующим образовательные программы профессионально-технического образования по специальности, квалификации, место нахождения которого максимально приближено к месту жительства (месту пребывания) учащегося.

12. Получение профессионально-технического образования на дому организуется по специальностям, квалификациям в соответствии с перечнем специальностей, квалификаций для получения профессионально-технического образования на дому, определяемом Министерством образования Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

13. Образовательный процесс при получении профессионально-технического образования на дому осуществляется по индивидуальному учебному плану и учебным программам.

14. Расписание учебных занятий составляется на основании индивидуального учебного плана, согласовывается с учащимся (законным представителем несовершеннолетнего учащегося) и утверждается руководителем учреждения образования.

15. Учебные занятия при получении профессионально-технического образования на дому проводятся не менее трех раз в неделю.

16. Производственное обучение и производственная практика организуются как проведение учебных занятий с обучающимися на дому.

17. Сведения об учащихся, осваивающих образовательную программу профессионально-технического образования на дому, вносятся в соответствующие документы, необходимые для организации образовательного процесса при обучении на дому.

18. Научно-методическое обеспечение по вопросам получения профессионально-технического образования на дому в учреждении образования проводится организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА ДОМУ

19. Решение о получении дополнительного образования взрослых на дому принимается на основании следующих документов:

заявления слушателя или законного представителя несовершеннолетнего слушателя;

заключения ВКК.

20. Образовательный процесс для получения дополнительного образования взрослых на дому организуется учреждением образования, реализующим образовательные программы дополнительного образования взрослых по показанной специальности, квалификации, место нахождения которого максимально приближено к месту жительства (месту пребывания) слушателя.

21. Перечень специальностей, квалификаций для получения дополнительного образования взрослых на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

22. Расписание учебных занятий составляется на основании соответствующих учебных планов и учебных программ, согласовывается со слушателем (законным представителем несовершеннолетнего слушателя) и утверждается руководителем учреждения образования.

23. При получении дополнительного образования взрослых на дому учебные занятия проводятся не менее трех раз в неделю.

24. Сведения о слушателе, получающем дополнительное образование взрослых на дому, вносятся в соответствующие документы, необходимые для организации образовательного процесса при обучении на дому.

25. Научно-методическое обеспечение при получении дополнительного образования взрослых на дому в учреждении образования проводится организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОМУ

26. Получение специального образования на дому может быть организовано на уровнях дошкольного и общего среднего образования.

27. Решение об организации получения специального образования на дому принимается управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития на основании следующих документов:

заявления лица с особенностями психофизического развития (заявления законного представителя несовершеннолетнего лица);

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).

28. Получение специального образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития или государственным учреждением образования, где он обучался до возникновения медицинских показаний для получения специального образования на дому.

29. Получение специального образования на дому организуется по соответствующим учебным планам и программам специального образования.

30. Расписание учебных занятий составляется на основании соответствующих учебных планов, согласовывается с законными представителями несовершеннолетнего лица с особенностями психофизического развития и утверждается руководителем учреждения образования.

31. Учебные занятия (занятия) при получении специального образования на дому проводятся не менее трех раз в неделю.

32. Продолжительность учебного занятия (занятия) зависит от состояния здоровья лица с особенностями психофизического развития.

33. Результаты учебной деятельности учащегося, получающего специальное образование на дому, вносятся педагогическим работником, осуществляющим обучение на дому, в соответствующий документ, необходимый для организации образовательного процесса, один раз в четверть.

34. При получении специального образования на дому учреждение образования организует оказание обучающимся социально-педагогической поддержки и психологической помощи.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь

25.07.2011 № 135

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке создания условий для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, которые осваивают содержание образовательных программ специального образования и которым оказывается помощь в стационарных условиях в организациях здравоохранения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития (далее, если не указано иное, – обучающиеся) по образовательным программам специального образования, которым оказывается медицинская помощь в стационарных условиях в организациях здравоохранения (далее – обучение в условиях организаций здравоохранения).

2. Обучение в условиях организаций здравоохранения может осуществляться на уровнях дошкольного и общего среднего образования.

3. Обучение в условиях организаций здравоохранения осуществляется по соответствующему учебному плану.

4. Обучение в условиях организаций здравоохранения организуется учреждением образования по месту нахождения организации здравоохранения.

5. Решение об обучении в условиях организаций здравоохранения принимается управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения организации здравоохранения на основании сведений, представляемых этой организацией здравоохранения.

6. Организация здравоохранения создает условия для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

7. Обучение в условиях организаций здравоохранения может осуществляться в группе и (или) индивидуально.

Если по состоянию здоровья одного или нескольких обучающихся объединение в группу (класс) невозможно, то обучение проводится индивидуально.

8. Основной формой организации обучения в условиях организаций здравоохранения является учебное занятие, продолжительность которого определяется в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

9. Расписание учебных занятий согласовывается с лечащим врачом и утверждается руководителем учреждения образования.

10. Решение о начале обучения в условиях организаций здравоохранения принимается лечащим врачом организации здравоохранения. Информация о лицах с особенностями психофизического развития (фамилия, имя собственное, отчество (если таковое имеется), класс), нуждающихся в организации обучения в условиях организаций здравоохранения, направляется организацией здравоохранения в тот же день в управление (отдел) образования по месту нахождения организации здравоохранения.

11. В случае нахождения обучающегося в инфекционном отделении учреждения здравоохранения учебные занятия (занятия) не организуются.

12. В период обучения в организации здравоохранения обучающиеся с тяжелыми и прогрессирующими формами заболеваний, а также перенесшие сложные операции на жизненно важных органах, находящиеся на стационарном лечении в организациях здравоохранения, по рекомендациям лечащего врача и педагогических работников, которые осуществляют их обучение, и по согласованию с законными представителями несовершеннолетних обучающихся могут переводиться на режим обучения, который предусматривает освобождение от учебных занятий (занятий) по некоторым учебным предметам, сокращение продолжительности учебных занятий (занятий).

13. При выписке из организации здравоохранения обучающемуся выдается выписка отметок по учебным предметам из соответствующего документа за период обучения в организации здравоохранения, подписанная руководителем учреждения образования.

14. Контроль за обеспечением качества образования при обучении в организациях здравоохранения, его порядок и периодичность осуществляются в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования при обучении в условиях организаций здравоохранения определяются руководителем учреждения образования.

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры