Нормативные правовые акты
и международные документы,
касающиеся прав детей в Республике Беларусь
Нормативные правовые акты и международные документы, касающиеся прав детей в Республике Беларусь
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
25 июля 2011 г. № 135
Об организации получения образования лицами с особенностями психофизического развития на дому, в организациях здравоохранения
Изменения и дополнения:
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 июля 2023 г. № 205 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/40278 от 08.08.2023 г.) <W22340278>
На основании пункта 4 статьи 176, пункта 4 статьи 256, пункта 4 статьи 275, пункта 1 статьи 276 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить:
Инструкцию о порядке организации получения профессионально-технического образования, дополнительного образования взрослых и специального образования на дому (прилагается);
Инструкцию о порядке создания условий для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития в организациях здравоохранения (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 23 апреля 2007 г. № 29 «Об утверждении порядка организации обучения и воспитания на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с особенностями психофизического развития» (Национальном реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 122, 8/16445);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 августа 2007 г. № 45 «О внесении дополнений в Инструкцию о порядке организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с особенностями психофизического развития» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 214, 8/17040);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 77 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 23 апреля 2007 г. № 29» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 29, 8/21856);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 июля 2010 г. № 77 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 23 апреля 2007 г. № 29» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 279, 8/22965).
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Министр | С.А.Маскевич |
СОГЛАСОВАНО Министр здравоохранения В.И.Жарко 25.07.2011 | СОГЛАСОВАНО Министр труда М.А.Щеткина 25.07.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель К.А.Сумар 25.07.2011 | СОГЛАСОВАНО Председатель А.Н.Косинец 25.07.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель В.А.Дворник 25.07.2011 | СОГЛАСОВАНО Председатель С.Б.Шапиро 25.07.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель Б.В.Батура 25.07.2011 | СОГЛАСОВАНО Заместитель председателя А.М.Исаченко 25.07.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель Н.А.Ладутько 25.07.2011 |
|
| Постановление |
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке организации получения профессионально-технического образования, дополнительного образования взрослых и специального образования на дому
1. Настоящая Инструкция определяет:
порядок организации получения профессионально-технического образования на дому для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать учреждения образования и для которых создаются условия для получения профессионально-технического образования по отдельным специальностям, квалификациям на дому (далее – профессионально-техническое образование на дому);
порядок организации получения дополнительного образования взрослых на дому для слушателей из числа лиц с особенностями психофизического развития, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать учреждения образования и для которых создаются условия для получения дополнительного образования взрослых по образовательной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) по отдельным профессиям рабочих, должностям служащих, кроме руководителей и специалистов, на дому (далее – дополнительное образование взрослых на дому);
порядок организации получения специального образования на дому для лиц с особенностями психофизического развития, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать учреждения образования и для которых создаются условия для получения специального образования на дому (далее – специальное образование на дому).
2. Получение профессионально-технического образования на дому, дополнительного образования взрослых на дому и специального образования на дому учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития, слушателями из числа лиц с особенностями психофизического развития, воспитанниками из числа лиц с особенностями психофизического развития (далее – обучающиеся) организуется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), настоящей Инструкцией, иными актами законодательства, а также с учетом соответствующих перечней медицинских показаний для получения образования на дому, определенных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 июня 2022 г. № 50 «Об определении медицинских показаний для получения образования на дому».
3. Получение специального образования на дому может быть организовано на уровнях дошкольного и общего среднего образования.
В целях социализации обучающегося, получающего специальное образование на дому, учебные занятия, занятия могут организовываться в сочетании учебных занятий, занятий на дому и в учреждении образования, организовавшем обучение и воспитание на дому.
4. Решение принимается:
о получении профессионально-технического образования на дому – учреждением образования, реализующим образовательные программы профессионально-технического образования, по показанным специальности, квалификации, место нахождения которого максимально приближено к месту жительства (месту пребывания) обучающегося;
о получении дополнительного образования взрослых на дому – учреждением образования, реализующим образовательные программы дополнительного образования взрослых, по показанной профессии рабочего, должности служащего, кроме руководителей и специалистов, место нахождения которого максимально приближено к месту жительства (месту пребывания) обучающегося;
о получении специального образования на дому, организации учебных занятий, занятий на дому или на дому и в учреждении образования – структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, по месту жительства (месту пребывания) обучающегося.
5. Для принятия решения о получении образования на дому обучающийся, законный представитель несовершеннолетнего обучающегося предоставляет в указанные в пункте 4 настоящей Инструкции учреждения образования, структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования:
5.1. для получения профессионально-технического образования на дому, дополнительного образования взрослых на дому:
заявление;
заключение врачебно-консультационной комиссии;
5.2. для получения специального образования на дому:
заявление;
заключение врачебно-консультационной комиссии;
заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
6. Решение о получении профессионально-технического образования на дому, дополнительного образования взрослых на дому принимается в течение пяти рабочих дней со дня предоставления документов, указанных в пункте 5 настоящей Инструкции, с информированием о принятом решении обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося.
Решение о получении специального образования на дому принимается в течение пяти рабочих дней со дня предоставления документов, указанных в пункте 5 настоящей Инструкции, с определением учреждения образования по месту жительства (месту пребывания) обучающегося, в котором будет организовано получение специального образования на дому, а также с информированием о принятом решении обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, учреждения образования по месту жительства (месту пребывания) обучающегося.
7. Учреждение образования, которое организует получение образования на дому:
осуществляет образовательный процесс с обучающимися в соответствии с учебно-программной документацией образовательных программ профессионально-технического образования, образовательных программ дополнительного образования взрослых, образовательных программ специального образования;
обеспечивает обучающихся учебниками, учебными пособиями, иными учебными изданиями в порядке, установленном законодательством;
выполняет требования к организации образовательного процесса, указанные в статье 83 Кодекса;
взаимодействует с законными представителями несовершеннолетних обучающихся по вопросам обучения и воспитания, организации образовательного процесса;
осуществляет иные функции, обеспечивающие создание условий для получения образования на дому.
8. Получение профессионально-технического образования на дому организуется по показанным специальности, квалификации в соответствии с перечнем специальностей, квалификаций для получения профессионально-технического образования на дому лицами с особенностями психофизического развития, установленным постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 78/68/68 «Об установлении перечней специальностей, квалификаций для получения профессионально-технического образования, дополнительного образования взрослых на дому лицами с особенностями психофизического развития и признании утратившим силу постановления Министерства образования Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 июля 2007 г. № 32а/64/98».
Получение дополнительного образования взрослых на дому организуется в соответствии с перечнем специальностей, квалификаций для получения дополнительного образования взрослых по образовательной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) на дому лицами с особенностями психофизического развития, установленным постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 78/68/68.
9. Образовательный процесс при получении профессионально-технического образования на дому, при получении дополнительного образования взрослых на дому осуществляется в форме учебных занятий.
Образовательный процесс при получении специального образования на дому осуществляется в форме учебных занятий, занятий.
10. Образовательный процесс осуществляется педагогическими работниками учреждения образования, организовавшего получение образования на дому, которые назначаются приказом руководителя учреждения образования.
11. Расписание учебных занятий, занятий составляется на основании учебно-программной документации соответствующих образовательных программ в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, согласовывается при получении профессионально-технического образования на дому, дополнительного образования взрослых на дому с обучающимся, законным представителем несовершеннолетнего обучающегося, при получении специального образования на дому – с законным представителем несовершеннолетнего обучающегося, утверждается руководителем учреждения образования.
12. Учебные занятия, занятия проводятся не менее трех раз в неделю.
Производственное обучение, в том числе производственная практика, при получении профессионально-технического образования на дому, дополнительного образования взрослых на дому организуются как проведение учебных занятий с обучающимися на дому.
Коррекционные занятия при получении специального образования на дому проводит учитель-дефектолог.
13. Продолжительность учебных занятий, занятий определяется в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями к режиму учебных занятий, занятий в учреждениях образования.
При получении специального образования на дому по согласованию с законным представителем несовершеннолетнего обучающегося может устанавливаться сокращенная продолжительность учебных занятий, занятий с учетом состояния здоровья обучающегося, рекомендаций медицинских работников.
14. При получении специального образования на дому в сочетании учебных занятий, занятий на дому и в учреждении образования, организовавшем получение специального образования на дому, перечень учебных занятий, занятий, которые обучающийся посещает в учреждении образования, определяется учреждением образования с учетом состояния здоровья обучающегося и согласовывается с законным представителем несовершеннолетнего обучающегося.
15. При получении профессионально-технического образования на дому текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 сентября 2022 г. № 314.
При получении дополнительного образования взрослых на дому текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 5 октября 2022 г. № 367.
При получении специального образования на дому текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся осуществляются с учетом структуры и степени тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии и в порядке, предусмотренном Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, утверждаемыми в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
16. Итоговая аттестация проводится на дому у обучающегося с выездом всех членов государственной квалификационной комиссии (квалификационной комиссии, экзаменационной комиссии).
17. Сведения об обучающихся, осваивающих на дому содержание образовательных программ профессионально-технического образования, образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), результаты их учебной деятельности вносятся педагогическими работниками и иными лицами, осуществляющими непрерывное профессиональное обучение по профессиям рабочих, должностям служащих, в журнал учета теоретического обучения, журнал учета производственного обучения.
Сведения об обучающихся, осваивающих на дому содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, вносятся педагогическим работником в журнал учета проведенных занятий.
Сведения об обучающихся, осваивающих на дому содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, результаты их учебной деятельности вносятся педагогическим работником в классный журнал, дневник учащегося и личную карточку учащегося.
18. При получении профессионально-технического образования на дому, специального образования на дому учреждение образования организует оказание обучающимся социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
| Постановление |
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке создания условий для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития в организациях здравоохранения
1. Настоящая Инструкция определяет порядок создания условий для обучения и воспитания (далее – организация образовательного процесса) лиц с особенностями психофизического развития (далее, если не установлено иное, – обучающиеся), которым оказывается медицинская помощь в стационарных условиях в организациях здравоохранения.
2. Сведения о необходимости организации образовательного процесса для обучающихся предоставляются организацией здравоохранения в структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования, по месту нахождения организации здравоохранения и включают информацию об обучающихся (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), возраст) и указание периода, в течение которого обучающийся нуждается в организации образовательного процесса.
3. Начало и продолжительность организации образовательного процесса для обучающегося в организации здравоохранения определяются лечащим врачом в зависимости от состояния здоровья обучающегося.
4. На основании сведений, предоставляемых организацией здравоохранения, структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования, по месту нахождения организации здравоохранения принимает решение об организации образовательного процесса в организации здравоохранения.
5. Организации здравоохранения оборудуют помещения для организации образовательного процесса для обучающихся в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями и с учетом возраста, структуры и степени тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии обучающихся.
6. Обучающиеся с тяжелыми и прогрессирующими формами заболеваний, а также перенесшие сложные операции на жизненно важных органах по рекомендациям лечащего врача могут переводиться на облегченный (щадящий) режим при организации образовательного процесса (освобождение от учебных занятий, занятий по отдельным образовательным областям, учебным предметам, модулям, сокращение учебной нагрузки в неделю, сокращение продолжительности учебных занятий, занятий).
В случае лечения обучающегося в инфекционной больнице (отделении) учебные занятия, занятия с ним не проводятся.
7. Образовательный процесс в организациях здравоохранения организуется учреждением образования по месту нахождения организации здравоохранения.
Коррекционно-педагогическая помощь обучающимся, имеющим нарушения речи, зрения, слуха и иные нарушения может оказываться педагогическими работниками, входящими в штат организации здравоохранения.
8. Образовательный процесс в организации здравоохранения может осуществляться в группе и (или) индивидуально.
Если по состоянию здоровья одного или нескольких обучающихся объединение в группу невозможно, то обучение проводится индивидуально.
9. Организация образовательного процесса для обучающихся в организации здравоохранения осуществляется с использованием учебно-программной документации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
10. Ежедневное количество учебных занятий, занятий и их последовательность определяются расписанием учебных занятий, занятий, которое составляется учреждением образования с учетом установленных санитарно-эпидемиологических требований, утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с лечащим врачом.
11. При выписке из организации здравоохранения обучающемуся, осваивающему содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, выдается выписка отметок по учебным предметам, модулям из соответствующего документа за период обучения и воспитания в организации здравоохранения, подписанная руководителем учреждения образования.
![]() |
||||
|